Красота

«Почем жена?»: как в Англии женщин продавали

GettyImages

Хорошее дело браком не назовут          

До 1753 года в Англии господствовал фактический брак (common-law marriage). Как мы бы сейчас сказали, «гражданский» — мужчина и женщина жили вместе, вели хозяйство, растили детей, но законодательно никаких обязанностей по отношению друг к другу у них не было.

Все изменил «Закон о браках», принятый в 1753 году. Это был первый законодательный акт, регулирующий положение супругов. После этого в Англии стали признаваться только союзы, заключенные англиканской церковью. Муж и жена становились, с точки зрения законодательства, неразделимы. Точнее, личность жены полностью поглощалась мужем.

Английский судья сэр Уильям Блэкстон писал в том же году: «Само бытие или правовое существование женщины приостанавливается в период брака, или, по крайней мере, оно объединено и включено в её мужа, под чьим крылом, защитой и прикрытием она выполняет всё».

Замужние дамы не могли владеть имуществом, да и сами являлись собственностью мужей. Считалось, что это предназначалось для ее же блага. Ведь женщина не способна сама принимать решения и отвечать за свои поступки.

«Так велика благосклонность законов Англии к женскому полу», — отмечал Блэкстон.

Развод           

Сначала разорвать брак было сравнительно просто — достаточно было подать в церковный суд на разделение постели и стола. Причиной могли стать жестокое (очень жестокое) обращение или измена. Правда, жениться и выходить замуж второй раз запрещалось.

Но после 1690 года процедура сильно усложнилась: чтобы разорвать супружеские отношения, нужно было обращаться в парламент, и вот это уже было долго и дорого. Несмотря на то что в 1857 году были созданы специальные суды для развода, чтобы сделать расторжение брака проще, для бедных развод все равно оставался «роскошью». Были альтернативы: разъезд, побег или продажа супруги. Последний способ был отнюдь не самым популярным (кроме того, незаконным), но все же вполне действенным.

«Законы уважения к женщинам при рассмотрении их естественных прав» (1777) отмечали, что для бедного продажа жены рассматривалась как «способ расторжения брака», когда «муж и жена сильно устали друг от друга и согласились расстаться, если у человека было намерение подтвердить подлинность планируемого разделения, сделав его предметом общественной огласки», — писал Джон Райт в своей статье 2004 года «Продажа жены».

Для многих женщин продажа была единственным способом расторгнуть неудовлетворяющий их брак. Одна жена, проданная на рынке в Уэнлоке за 2 шиллинга 6 пенсов в 1830 году, настаивала на завершении сделки, несмотря на сомнения супруга: «Её муж смутился и попытался прекратить сделку, но Мэтти вынудила его продолжить. Она хлестнула передником по лицу своего мужа и сказала: "Негодяй! Я должна быть продана. Я хочу перемен!"" (Thompson, E. P. (1991), The Selling of Wives)

А вот что пишет The Gentleman’s Magazine, ежемесячный лондонский журнал, за 1832 год: «Герцог Чандос во время пребывания в небольшой деревенской гостинице увидел, как конюх бьёт свою жену самым жестоким образом. Он вмешался и буквально купил её за полкроны. Это была молодая и красивая женщина. Герцог дал ей образование. И после смерти её мужа он женился на ней. На своём смертном одре она собрала весь дом, рассказала им свою историю и вывела из неё трогательную мораль об опоре на провидение, поскольку из самой жалкой ситуации она была внезапно поднята на одну из величайших вершин процветания. Она попросила у них прощения, если когда-либо их несправедливо обидела, а затем отпустила их с подарками, умерев почти в тот же миг».

Особенности сделки

До сих пор неизвестно, когда именно начался этот обычай — предположительно в конце XVII века, но укрепилась практика к середине XVIII века, а последние случаи зафиксированы в начале XX века.

Некоторые отчеты свидетельствуют, что о продаже было известно заранее — например, предприимчивый муж давал объявление в местной газете. Как правило, фиксированной стоимости жены не было, все решалось в порядке аукциона. Муж вел жену на рынок на веревке, повязанной вокруг шеи.

Бывало, что покупатель был известен заранее.

В сентябре 1815 года на рынке Стейнс «только три шиллинга и четыре пенса были предложены за лот, никто не решился бороться с заявителем за белокурый объект, чьи достоинства могли быть оценены только теми, кто знал их. Этот покупатель мог похвастаться долгим и интимным знакомством».

Несмотря на всю дикость этих торгов, жена могла повлиять на сделку — если ей не нравился будущий «господин и повелитель», она могла наложить вето на договор. Доклад 1824 года из Манчестера свидетельствует, что «после нескольких торгов жена была сбита до 5 шиллингов, но ей не понравился покупатель, и она была выставлена снова за 3 шиллинга и кварту эля».

В марте 1766 года плотник из Сауфуорка продал свою жену «в припадке супружеского безразличия в пивной». Протрезвев, мужчина попросил её вернуться и, после того как она отказалась, повесился.

В некоторых случаях женщины уже знали, кому именно будут проданы, и даже давали своим любовникам деньги на покупку.

А вот в Шотландии циничный обычай так и не прижился — шотландки оказались из другого теста. Там был зафиксирован лишь один случай. 16 июля 1828 года муж выставил на рынке Грассмаркет в Эдинбурге свою жену Мэри Макинтош, что послужило поводом для настоящей массовой драки. Так описан этот случай в книге «Шотландия. Автобиография» под редакцией Розмари Горинг: «Женщины округи, числом около семисот, собравшись и вооружившись камнями, причём некоторые даже кинули их, а другие завернули камни в чулки и носовые платки, устремились в атаку на толпу, нанося удары по всем, кто подворачивался под руку. Добравшись наконец до аукциониста, они разодрали и расцарапали тому лицо самым жутким образом, вследствие нанесённого прекрасному полу оскорбления».

В XVIII веке этот обычай, вместе с британцами, доплыл до США.

Ветер перемен

Но далеко не всех устраивало такое положение вещей. Вот что пишет газета The Times за 1797 год: «В пятницу мясник выставил свою жену на продажу на рынке Смитфилда, недалеко от гостиницы Рэм, с поводком на шее и верёвкой на талии, за которую её привязали к ограде, а счастливым покупателем стал один извозчик, отдавший мужу три гинеи и крону за его былое ребро. Жаль, что нет управы на такое развратное поведение низших сословий».

Разочаровавшись в законах и осознав всю тщетность своих попыток призвать мужей к порядку, нашлись храбрые женщины, вступившиеся за права своих подруг. В 1756 году в Дублине группа женщин «спасла» жену, после чего муж подвергся судилищу и был помещён в загон со скотом до раннего утра следующего дня. Примерно в 1777 году продажа жены в Кармартеншире вызвала в толпе «сильную тишину» и «чувство неловкости у собравшихся».

Такая практика, хоть и осуждалась, к уголовному преследованию приводила редко.

Правовой справочник 1853 года обязывал английских судей покончить с мифом продажи жены: «Это широко распространённая ошибка, что муж может избавиться от своей жены, продав её на открытом рынке с петлёй на шее. Такие действия с его стороны должны быть жестоко наказуемы местным судьёй».

Наконец, к середине XIX века голоса недовольных стали громче.

Последний случай продажи жены относится к 1913 году, когда женщина во время дачи показаний в суде полиции Лидса, утверждала, что муж продал её одному из своих товарищей за фунт стерлингов.

Источник

Кнопка «Наверх»