Красота

Ахматова, Блок, Мережковский — любовные драмы Серебряного века

Wikipedia

Андрей Белый — Нина Петровская — Валерий Брюсов

Андрей Белый Нина Петровская Валерий Брюсов

Нина Петровская изначально собиралась стать зубным техником, но демон словесности завел не в тот закоулок, и вот она уже пишет стихи и очаровывает Андрея Белого. Их роман начинался вполне обычно, разве что окружающие немного недоумевали по поводу выбора Белого, но затем влюбленность Нина перешла в поклонение. Молодой поэт, не рассчитывавший на такую пылкость, сбежал из этих отношений и тут же влюбился в жену Блока (об этом — дальше).
Нина пыталась вернуть его всеми возможными способами и в итоге приняла ухаживания Брюсова. Тот, конечно, был женат, но мы уже поняли, что обычные нормы морали в то время были не в большой чести у поэтов. Брюсов знал о разбитом сердце избранницы и всячески подыгрывал ей в ее попытках вернуть Белого. Он даже уверил ее, что у нее есть особые способности, и Петровская с его подачи увлеклась оккультизмом. Закончилось всё печально — она пыталась застрелить бывшего возлюбленного. К счастью, браунинг (подаренный ей Брюсовым, разумеется) дал осечку.
Эта немного жуткая история не прошла даром и подарила нам роман «Огненный ангел», где под именем графа Генриха будет скрываться Андрей Белый, Ренаты — Нина Петровская, а под именем Рупрехта — сам Брюсов. Впрочем, после случая с револьвером Брюсов стал постепенно отдалятся от Петровской, потом под благовидным предлогом выставил Нину из страны, устав от ее истерик. Но перед отъездом она успела подсадить его на морфий, так что он скончался в 1924 году. Через 4 года ушла из жизни и Нина.

Александр Блок — Любовь Менделеева — Андрей Белый

Александр Блок, Любовь Менделеева

Это был самый знаменитый любовный треугольник тех лет. Блок в прямом смысле боготворил свою жену — дочь знаменитого химика, называл ее Прекрасной дамой (в жизни и в стихах, тот самый цикл посвящен именно ей) и повторял, что в его жизни было две женщины: «Люба и все остальные». На деле это было совсем не так волшебно как на словах: его любовь к Любе была совершенно платонической, а удовлетворять свои земные нужды он старался вне дома, попросту говоря, наведывался к проституткам. Менделееву такой расклад не устраивал, и она буквально молила мужа о близости: «Милый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и платье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо».
Свое восхищение женой Блок транслировал в своем кругу, поэтому друзья тоже внимательно следили за Любой. Под обаяние Менделеевой попал близкий друг Блока Андрей Белый, но его поклонение Прекрасной даме скоро переросло в обычную земную любовь к земной женщине. Любовь Дмитриевна колебалась. Весь 1906 год ситуация была накалена до предела: Менделеева периодически уезжала к Белому, Блок впадал в сильнейшую депрессию, разумеется, отношения между друзьями совершенно разладились. Дуэли не было, хотя о ней много говорили, Белый регулярно обещал застрелиться и писал другу, его жене и маме трогательные письма, ну и морил себя голодом в наказание за страсть.
Всё закончилось довольно быстро — в 1907 году Любовь вернулась к мужу. Они прожили вместо до его смерти, хотя у обоих случались бурные романы.

Дмитрий Мережковский — Зинаида Гиппиус —Дмитрий Философов

У Мережковского и Гиппиус изначально был очень интересный брак — они не собирались до конца жизни хранить друг другу верность, а хотели создать что-то вроде коммуны, которая разделяла бы общие интересы — на уровне духовном и, когда хочется, то и физическом. Мережковский верил, что обычный классический брак давно устарел, а общество должно состоять не из привычных семей, а из семей нового типа, это был некий вариант «тройственного устройства мира».
Ходили слухи, что Мережковский был асексуален, но на самом деле его привлекали женщины и мужчины. Но не собственная жена, нет, это был интеллектуальный союз. У Зинаиды все время имелись любовники, а иногда и любовницы, но больше всего ее привлекали недоступные гомосексуальные мужчины. Именно таким и был Философов, который занял свое место в их треугольнике.
Троица провела вместе много лет, и их намерения были очень серьезными, они даже провели специальный венчальный обряд на троих, в процессе которого молились, пили вино из церковной чаши, причащались без помощи священника, менялись нательными крестами и целовали друг друга крестообразно. Обряд этот они потом повторяли каждый год, пока их не разлучила эмиграция. В паре Мережковский и Гиппиус появился другой третий нелишний.

Анна Ахматова — Ольга Глебова-Судейкина — Артур Лурье

У великой Ахматовой в запасе много интересных историй о не менее интересных романах. После развода со вторым мужем, например, они жила у подруги — Ольги Глебовой-Судейкиной. Судейкина в то время как раз крутила роман с композитором Лурье, с которым Ахматова тоже когда-то имела счастье встречаться (назовем это так). Старые чувства вспыхнули с новой силой, и они вполне себе счастливо зажили втроем.
Ахматова запечатлит обоих своих сожителей в стихах, посвятив Ольге «Поэму без героя», Лурье же часто фигурирует в ее произведениях в образе царя Давида. Правда, в 1922 году он уедет в Берлин и в Советский Союз больше не вернется, будет писать Ахматовой бесконечно, умолять приехать к нему. Но нет, Анна останется в Союзе и выйдет замуж еще раз. А вот ее подруга Ольга все же эмигрирует, но отношений с Лурье, который как раз помог ей уехать, не восстановит.

Михаил Кузмин — Всеволод Князев — Ольга Глебова-Судейкина

Михаил Кузмин Всеволод Князев Ольга Глебова-Судейкина

Глебова-Судейкина была интереснейшим персонажем. Она занималась всем сразу — играла в театре, была манекенщицей, переводчицей, художницей, скульптором, танцовщицей. Ей посвящали стихи, кажется, все поэты Серебряного века, а драматических историй в ее арсенале столько, что ими можно была отстреливаться от врага. С Михаилом Кузминым у них было давнее соперничество, еще с тех времен, когда Ольга была замужем за художником Судейкиным. Муж ее обожал, но при этом был влюблен и в Михаила (выбрал он в итоге ее).

Кузмин же в в 1912 году закрутил роман с молодым поэтом и юнкером Всеволодом Князевым. В эти отношения почему-то вмешалась Судейкина, соблазнившая нежного юношу. Юноша влюбился в нее без памяти (это много с кем случалось), но он быстро ей наскучил, и она бросила его, не предполагая, что это будет иметь трагические последствия. Князев не справился со всеми драмами и застрелился. Образ «гусарского мальчика с простреленным виском» будет часто появляться в произве­дениях Кузмина и станет впоследствии основой «Поэмы без героя» Ахматовой, о которой мы уже писали.

Источник

Кнопка «Наверх»